Положение о школьной библиотеке

Принято
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №3
___________Г.В. Лисиенко
Подписан: Лисиенко Галина Валерьевна
DN: ИНН=235208696849, СНИЛС=01191452513, E=cumtbo_temruk@mail.ru, C=RU,
S=Краснодарский край, L=Темрюк, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 3 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН, G=Галина Валерьевна,
SN=Лисиенко, CN=Лисиенко Галина Валерьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной библиотеке МБОУ СОШ № 3
1.
Общие положения
1.
Данное положение разработано в соответствии с:
- Гражданским кодексом РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ
(ред. от 18.07.2019 г.), Глава 71. права, смежные с авторскими),
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Федеральным законом Российской Федерации № 78-ФЗ «О
библиотечном деле» от 29.12.1994 г. (ред. от 03.07.2016 г., от 01.05.2019 г.),
- Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности от 25.07.2002 г. (ред. от 23.11.2015 г.),
- Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющий
вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010 г. (ред. от 01.05.2019
г.),
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ,
- Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №
152-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.),
- приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. 31.12.2015 г.),
- приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» от 17.05.2012 г. № 413 (ред. от 29.06.2017 г.),
- приказом Министерства культуры РФ «Об утверждении Порядка учета
документов, входящих в состав библиотечного фонда» от 08.10.2012 № 1077
(ред. Приказа Минкультуры РФ от 02.02.2017 г. № 115),
- приказом Минфина РФ «Об утверждении Единого плана счетов
бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов управления
государственными внебюджетными фондами, государственных академий
наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его
применению» от 01.12.2010 г. № 157н (ред. от 28.12.2018 г.) Пункт 54,

- приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» от
15 июня 2016 г. № 715,
- планом («дорожная карта») реализации Концепции развития школьных
информационно-библиотечных
центров
утвержден
заместителем
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г.),
- постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 (с
изменениями на 21.11.2015 г.),
- приказом Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении
перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования, соответствующих современным условиям обучения,
необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях
реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской
Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в
общеобразовательных организациях, критериев его формирования и
требований к функциональному оснащению, а также норматив стоимости
оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и
воспитания,
- национальным проектом «Образование», утвержденный президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектом (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16),
- приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная
среда в Российской Федерации», утвержденный президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
приоритетным проектом (протокол от 25 октября 2016 г. № 9),
- в соответствии с Уставом муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
3 муниципального образования Темрюкский район (далее – МБОУСОШ №
3).
2. Библиотека является структурным подразделением МБОУ СОШ № 3,
участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
3. Деятельность библиотеки отражается в Уставе МБОУСОШ № 3.
4. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных, образовательных программ.
5. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации,
Уставом школы, Положением о библиотеке, утвержденным директором
школы.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной
библиотеке
и
Правилами
пользования
школьной
библиотекой,
утвержденными директором школы.
7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
9. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных,
аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержавших хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от
25 июля 2002 год №114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности», не допускается наличие экстремистских материалов.
II. Основные задачи.
1. Основными задачами школьной библиотеки являются:
а)
обеспечение
участникам
образовательного
процесса
—
обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным
представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III Основные функции.
1. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;

б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог новых поступлений;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в)
осуществляет
дифференцированное
библиотечноинформационное обслуживание обучающихся:
• организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;
•
содействует
профессиональной
компетенции,
повышению
квалификации, проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по
вопросам управления образовательным процессом;
• способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
е) обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития
информации
• Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на
любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов

экстремистского содержания не реже 1 раза в полгода. Проделанная работа
фиксируется в журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских
материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского
содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд
открытого доступа.
IV. Организация деятельности библиотеки.
1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент,
читальный зал, отдел учебников, отдел электронных образовательных
ресурсов.
2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в Госстандарте учреждения выводится
отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и
необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
5. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы в соответствии с уставом школы.
6. Режим работы школьной библиотеки определяется библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
V. Организация работы. Управление. Штаты.
1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки
осуществляет директор школы.

3. Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь,
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (законными
представителями) за организацию и результаты деятельности школьной
библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором
и Уставом школы.
4. Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом
педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета
общеобразовательной организации.
5. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на
утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию;
в) технологическую документацию.
6. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней
школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки.
1. Библиотекарь имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и
положении о школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке внеурочные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных
ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной
библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с
родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными
актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
2. Библиотекарь обязан:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами школы,
интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше
категорий пользователей;
д)
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки.
1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору
школы.
2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1-4 классы);

ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные
сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или
порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере,
установленном правилами пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении
срока обучения или работы в школе.
3. Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по
списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в
индивидуальном
порядке,
родителей
(законных
представителей)
обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр.
4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий
не более пяти документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами: — учебники,
учебные пособия — учебный год; — научно-популярная, познавательная,
художественная литература — 14 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей— 14 дней.
5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале;
6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному директором школы и в
присутствии сотрудника библиотеки;
б) запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим
оплату;
в) запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим
экстремистский характер;
г) работа с компьютером производится согласно утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».