УЧЕБНЫЙ ПЛАН для 4-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 имени героя Советского Союза Бориса Петровича Бувина муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края на уровень начального образования на 2024-2025 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи образовательной организации Учебный план –документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 на 2024-2025 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Целями образовательной организации являются: 1. Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина РФ, достигшего возраста 6,5—7 лет, на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося. 2. Организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО. 3. Создание условий для свободного развития каждого младшего школьника с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе начального общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся или для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогов. 4. Возможность для коллектива образовательной организации проявить своё педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и утверждении традиций школьного коллектива. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: — формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; — обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; — становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; — обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; — достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ); — обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; — выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; — организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности; — участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; — использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; — предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; — включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды. Ожидаемые результаты Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования соответствуют требованиям ФГОС НОО. Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. Метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Предметные результаты: достижение уровня элементарной грамотности, овладение универсальными учебными умениями в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Особенности и специфика образовательной организации Образовательные программы начального общего , основного общего и среднего общего образования являются преемственными , то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. В школе реализуется естественно-научная и технологическая направленность «Точка роста» в рамках национального проекта «Образование», Всероссийские проекты «Самбо в школу». Реализуемые основные общеобразовательные программы Учебный план является частью основной образовательной программы и предусматривает нормативный срок освоения образовательных программ: - 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов; - 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V- IX классов; - 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов. Нормативная база для разработки учебного плана Организация образовательной деятельности в 2024-2025 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 (далее-ФГОС НОО-2021) - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 (далее-ФГОС НОО-2009) - Федеральная образовательная программа начального общего образования , утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 года № 372 (далее ФОП НОО) -Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» -Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам доя использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее ФУМО) подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений». - Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − - СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» - Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Режим функционирования образовательной организации Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии СП 2.4..3648-20, СанПин 1.2.3685-21 и Уставом образовательного учреждения. Продолжительность учебного года в 4-х классах – 34 недели. Учебный год разделен на триместры. Продолжительность учебной недели 5 дней. Объем образовательной нагрузки равномерно распределен в течение учебной недели. Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах При 5 – дневной неделе 4 23 Продолжительность урока и дневной нагрузки: в 4-х классах 40 минут. Обучение в 4-х классах во 2-ю смену. Расписание звонков. 4-е классы 1 урок 13.10-13.50 2 урок 14.00-14.40 3 урок 14.55-15.35 4 урок 15.50-16.30 5 урок 16.45-17.25 Затраты времени на выполнение домашних заданий (по всем предметам) составляют в 4 классах – 2 часа. Занятия по внеурочной деятельности осуществляются в соответствии с утвержденным расписанием. Проводятся в аудиторной форме (еженедельно), по субботам и в каникулярное время. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 года № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников. Учебный план в 4-х классах реализуется на основе УМК «Школа России». Особенности учебного плана Учебный план по ФГОС НОО предусматривает изучение предмета «Окружающий мир» в объеме 2 часов неделю с целью формирования у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности. Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Технология» изучаются как самостоятельные курсы по 1 часу в неделю. Реализация программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» осуществляется через учебные предметы «Окружающий мир», «Физическая культура». Всероссийский проект «Самбо в школу» в 4-х классах реализуется как курс внеурочной деятельности 1 час в неделю. Реализация регионального проекта «Основы финансовой грамотности» осуществляется в рамках внеурочной деятельности. УМК, используемые для реализации учебного плана Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием учебников УМК «Школа России» (1-4 классы). Региональная специфика учебного плана Учебный предмет «Кубановедение» изучается в объеме 1 часа в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений в рамках внеурочной деятельности. Деление классов на группы Деление классов на группы не предусмотрено. Учебные планы для IV классов Учебный план для 4-х классов, реализующих ФГОС НОО начального общего образования на 2024 – 2025 учебный год прилагается. Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся по программам начального общего образования проводится в соответствии с действующим в школе «Положением о форме и порядке проведения промежуточной аттестации».(приказ № 563 от 31.08.2023 г.) Годовые оценки во 4-х классах выставляются как среднее арифметическое триместровых оценок. Курс ОРКСЭ в 4-х классах оценивается по пятибалльной шкале. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана. Директор МБОУСОШ № 3 __________________ Г.В.Лисиенко Приложение . Утверждено: решением педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2024 г Директор МБОУ СОШ № 3 _______________ Г.В.Лисиенко Учебный план для 4 -х классов , реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2024 – 2025 учебный год Учебные предметы Количество часов в неделю Предметные области IV Классы I II Всего часов III 2024-2025 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 2 2 2 6 Иностранный язык Иностранный язык (английский) Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 1 1 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 1 1 4 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 2 11 21 23 23 23 89 21 23 23 23 90 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка, СанПиН 1.2.3685-21 при 5-дневной неделе при 5-дневной неделе Заместитель директора по УВР _____________________________________ Э.Н.Озерова