Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная
общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) –
это образовательная программа, адаптированная
для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО самостоятельно разрабатывается и утверждается
организацией в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом ПрАООП НОО
обучающихся с ЗПР с привлечением органов самоуправления (совет образовательной
организации, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих
государственно-общественный характер управления Организацией.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (далее – ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми
к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП
НОО обучающихся с ЗПР.
АООП разрабатывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации), имеющими
государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этой Организации, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Структура адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития
Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет
общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР образовательной
организацией, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР
АООП НОО;
• систему оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание
начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
• программу формирования универсальных учебных
действий у обучающихся с ЗПР;
• программы отдельных учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области;
• программу духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся с ЗПР;
• программу формирования экологической культуры
здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел
определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы
реализации компонентов АООП НОО.
Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• систему специальных условий реализации АООП НОО в
соответствии с требованиями Стандарта.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Организация может создавать два варианта АООП НОО
обучающихся с ЗПР ― варианты 7.1 и 7.2. Каждый вариант АООП НОО обучающихся с
ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и
условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых
образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки
психического развития, места проживания обучающегося и вида Организации.
На основе ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ создается АООП НОО обучающихся с ЗПР, к которой
при необходимости может быть создано несколько учебных планов, в том числе
индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или
отдельных обучающихся с ЗПР.
АООП НОО
для обучающихся с ЗПР, имеющих
инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации
инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения
образования.
Определение одного из вариантов АООП НОО
обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с
учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития
В основу разработки и реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения
содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных
вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального
учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ к:
• структуре АООП НОО;
• условиям реализации АООП НОО;
• результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО
обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических
положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с
нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В
контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного
подхода обеспечивает:
·
придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
·
прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
·
существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности
и поведения;
·
обеспечение
условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В
основу формирования АООП НОО обучающихся
с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования[1] (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
[1] Статья
3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).