Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная
программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам
освоения АООП.
АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается
организацией в соответствии со Стандартом и с учетом ПрАООП с привлечением
органов самоуправления (совет образовательной организации, попечительский
совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный
характер управления Организацией.
АООП разрабатывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации), имеющими
государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этой Организации, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
АООП может быть реализована в разных
формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях[1].
В таких организациях создаются
специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Для
обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена
сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а
также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций[2].
В основу разработки
ПрАООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход к построению АООП для обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает
учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки
ПрАООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
· придание результатам образования социально и личностно
значимого характера;
· прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных
областях;
· существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
· обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений
и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены
следующие принципы:
― принципы
государственной политики РФ в области образования[3]
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип
практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико
ориентированных задач;
― принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и
понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический
принцип;
― принцип преемственности, предполагающий
взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
― принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета
особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса
усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности
в реальном мире;
― принцип
сотрудничества с семьей.
Структура АООП обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
включает целевой, содержательный и организационный разделы.[4]
Целевой раздел определяет общее
назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП
образовательной организацией (далее ― Организация), а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
систему оценки достижения планируемых
результатов освоения АООП образования.
Содержательный раздел определяет общее
содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных и предметных результатов:
программу формирования базовых учебных
действий;
программы отдельных учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного
(нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу внеурочной деятельности;
программу коррекционной работы с
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1);
программу работы с семьей обучающегося с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Организационный раздел определяет общие
рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП
Организацией.
Организационный раздел включает:
учебный план;
систему специальных условий реализации
основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
В соответствии с требованиями Стандарта Организация может
создавать два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ― варианты 1 и 2. Каждый вариант АООП содержит
дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее
реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых
образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с
умственной отсталостью, получение образования вне
зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других (сопутствующих)
нарушений развития, места проживания обучающегося, вида Организации.
Обучающийся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование
по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми
достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На
основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется
(специальная индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), к которой может
быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные
планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся
с умственной отсталостью.
АООП для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания
специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
[1] Часть 4 ст. 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.
7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; №
48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566;
№ 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30,
ст. 4257, ст. 4263).
[2] 12 Статья 15 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст.
2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст.
566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; №
23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).
[3] Статья
3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).
[4]
Пункт 8 раздела II
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).