Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Описание образовательной программы
Адаптированная основная
общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее
НОО) для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для
обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая
особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА самостоятельно
разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную
деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для обучающихся с НОДА.
Адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА определяет
содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для
обучающихся с НОДА составляют:
·
Федеральный закон Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов
от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
·
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
·
Нормативно-методические документы
Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области
образования;
·
Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся
с ОВЗ;
·
Устав образовательной организации.
Структура адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Адаптированная
основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся
с НОДА состоит из двух частей[1]:
- обязательной
части,
- части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей
и их объем определяется ФГОС начального общего образования для обучающихся с
НОДА.
В соответствии с
требованиями ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата образовательная организация может создавать дифференцированные
адаптированные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных
потребностей разных групп обучающихся (в соответствии с ФГОС варианты 6.2, 6.3,
6.4).
В структуре
каждого варианта адаптированной программы представлены:
1.Пояснительная
записка, в которой раскрыты: цель и
задачи ОП, срок освоения АООП и АОП, психолого-педагогическая
характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
адаптированных образовательных программ начального общего образования.
3. Содержание
образования:
- Учебный план,
включающий календарный график
организации учебного процесса (Примерный календарный учебный график).
- Рабочие программы учебных
предметов.
- Программа духовно-нравственного
развития.
- Программы
коррекционных курсов.
- Программа формирования универсальных
учебных действий у обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования.
- Программа формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни.
- Программа внеурочной деятельности.
4.Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования.
5. Условия
реализации ООП:
- кадровые
условия,
-
финансово-экономические условия,
-
материально-технические условия.
Принципы и подходы к формированию
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Дифференцированный
подход к построению АООП НОО для
детей с НОДА предполагает
учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются
в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и
на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в
соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся
с НОДА
требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной
программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к
созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и
учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для
обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
·
придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
·
прочное усвоение
обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
·
существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности
и поведения;
·
обеспечение
условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с НОДА положены следующие принципы:- принципы государственной политики РФ в
области образования[2]
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования
едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а
понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке
и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
[1]Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
[2] Статья
3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).