Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (далее – АООП) основного общего
образования (далее – ООО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)
– это образовательная программа, предназначенная для получения образования на
уровне основного общего образования обучающимися с ТНР с учетом особенностей их
психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучающийся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на
уровне основного общего образования – физическое лицо, освоившее
образовательную программу на уровне начального общего образования, достигшее по
итогам ее освоения планируемых результатов в овладении предметными,
метапредметными, личностными компетенциями в соответствии с ФГОС НОО и имеющее
первичные речевые нарушения, препятствующие освоению основной общеобразовательной
программы на уровне основного общего образования без реализации специальных
условий обучения.
Статус
обучающегося с ТНР устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
При условии компенсации
нарушений во время обучения по решению ПМПК обучающийся может быть переведен на
основную программу на уровне основного общего образования.
АООП ООО
обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией,
осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) ООО и с учетом
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучающихся с ТНР.
АООП ООО
обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и
условия ее реализации.
АООП ООО обучающихся с ТНР состоит
из двух вариантов, соответствующих особым образовательным потребностям
обучающихся с ТНР, которые определяются уровнем сформированности
устной и письменной речи, этиопатогенезом, структурой нарушений формирования
речевой деятельности и проявляются в различных потенциальных возможностях
освоения содержания образования: вариант 5.1 и вариант 5.2. Соответственно,
в АООП ООО предусмотрена дифференциация требований к:
·
структуре
образовательной программы;
·
условиям
реализации образовательной программы;
·
результатам
образования.
Применение
вариативного подхода к содержанию образования и способам реализации программных
требований способствует обеспечению разнообразия
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Оба варианта программы могут быть реализованы независимо от организационных
форм обучения как в условиях инклюзивной образовательной организации, так и в
специальной образовательной организации или специальном классе.
Структура адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Программа каждого
из вариантов обучения состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
АООП ООО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи реализации,
принципы и подходы, планируемые результаты реализации АООП ООО, кроме того, в
целевом разделе описывается системы оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП ООО по каждому варианту обучения.
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
примерные программы учебных предметов, коррекционных курсов;
программу коррекционной работы;
программу воспитания.
Организационный раздел включает примерный учебный план ООО, примерный учебный календарный график, примерный план внеурочной деятельности, описание системы специальных условий реализации АООП ООО обучающихся с ТНР.