Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего
образования (далее – НОО) обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их
психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается
и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее –
ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с
учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся
с ТНР.
АООП
НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и
условия ее реализации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит
три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее
назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы
определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает
пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП
НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет
общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов:
программу формирования универсальных
учебных действий;
программу отдельных учебных
предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной
деятельности;
программу духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ТНР;
программу формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает
учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области,
направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации
АООП НОО обучающихся с ТНР.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие
принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации
в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптация системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.)[1];
принцип учета типологических и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного
процесса;
принцип развивающей направленности образовательного
процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном
объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных
потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при
проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования,
что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
принцип целостности содержания образования. Содержание
образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие
предмета, а понятие «предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке
и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;
трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся,
которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером
нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается
в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ
требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития;
открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания
вариативных образовательных материалов,
обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся
самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в
соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на
признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода
в образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими
содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего
образования обучающихся с ТНР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися знаний
и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного
и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей
ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
Ключевым условием реализации
деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и
инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных
методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные,
проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового
характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает
не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных
отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании
строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в
сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический,
лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех
этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации
системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на
всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального
общего образования обучающихся с ТНР реализация системного подхода
обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании
перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями,
действиями, умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи
при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания
предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей
области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
[1]
Часть 1 статьи 3
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря